Классификация масел по SAE

 

Автовладельцам и пользователям иной техники с двигателями внутреннего сгорания следует осознанно подходить к выбору моторного масла. Лучший способ избегать ошибок — усвоить значение маркировки на этикетках канистр и бочек с техмаслами, сообщающей о классе техжидкости по общепринятым классификациям. Одна из них — классификация масел по SAE.

 

Описание SAE

Существует несколько общеупотребимых всемирных систем классификации моторных масел:

  1. API — по виду двигателя, зависящему от потребляемого топлива (бензин или ДТ). Утверждена Американским институтом нефти.
  2. АСЕА — спецификация, разработанная ассоциацией автопроизводителей Европы.
  3. ILSAC — собственная классификация одноименной всемирной организации по сертификации смазок, в общем аналогичная API.
  4. SAE — старейшая из классификаций, внедренная впервые в мире — в 1911 году сообществом инженеров-автомобилестроителей США и делящая масла на классы по температурно-плотностным параметрам.

SAE и API классификации

В России масло классифицируют также по ГОСТ, при этом распределение масел по классам-категориям осуществляется исходя одновременно из области применения и вязкостной составляющей совокупности характеристик техжидкостей.

Именно вязкость, или плотность масел в сочетании с температурным диапазоном наиболее важна по сравнению с прочими свойствами.

Притом эксперты настоятельно рекомендуют автолюбителям заливать в двигатель масло той плотности, которая отвечает руководству по эксплуатации авто, предоставленному производителем. Эта жидкость обладает оптимальной тягучестью при изменениях температуры, обеспечивает деталям и другим внутренним поверхностям двигателя защиту и от перегрева, и износа при холодном запуске.

 

Классификация

Чтобы классифицировать масло всех разновидностей по температурно-плотностным свойствам наилучшим образом, принято различение двух показателей:

  1. Низкотемпературная плотность (вязкость).
  2. Высокотемпературная плотность.

Низкотемпературная плотность обозначается комбинацией числа от 0 до 25 с литерой W (англ. Winter — зима) и отражает:

  • проворачивание двигателя стартерной системой при определенной температуре ниже нуля по Цельсию;
  • прокачиваемость масла в движке при определенном минусовом положении температурного столбика.

Предельный температурный показатель прокачиваемости представляет минимально существующую температуру, при которой насос движка способен выпускать масло в смазывающее устройство. Это значение следует понимать как минимальную температуру, когда мотор запускается в безопасном режиме, то есть без риска выведения техники из эксплуатации.

Наибольшее низкотемпературное проворачивание вычисляется по методическим документам ASTM D5293 на вискозиметрическом приборе CСS. Прокачиваемость — по ASTM D4684 на приборе MRV. Плотность, гарантирующая надлежащее действие смазываемой системы, не может превзойти потолок 60 тыс. мПа*с.

Высокотемпературная плотность обозначается числом от 8 до 60 и является указателем:

  • наименьшей и наибольшей кинематической плотности при температуре мотора 100°С;
  • наименьшей динамической плотности при 150°С.

Зимних классов вязкости масел насчитывается шесть. Летних — по старой классификации SAE пять (от 20 до 60 с интервалом 10), по новой восемь (добавлены 8, 12 и 16, присваиваемые маловязким жидкостям).

SAE выше 60 - это уже трансмиссионные масла.

sae трансмиссионных масел

В зависимости от низкотемпературной и высокотемпературной плотности по SAE масло бывает:

  1. зимним;
  2. летним;
  3. всесезонным.

классификация вязкости по SAE

Соответственно, на этикетке после аббревиатуры SAE указан:

  • зимний класс;
  • летний класс;
  • оба класса, слитно либо через дефис (например, 5W30 либо 10W-40).

класс SAE

Зимние масла по SAE являются более жидкими, чем летние. Их использование гарантирует беспроблемный запуск двигателя при минусовой температуре окружающей среды. Рассчитано на автомобили и разнообразные виды спецтехники, эксплуатируемые в холодном климате. Категорически не годятся для пользования, если температурный столбик поднялся выше нуля, поскольку теряет тягучесть, становясь чересчур жидким и переставая эффективно защищать металлические поверхности от износа.

 

Летние масла, наоборот, применяются при температуре окружающей среды со знаком «плюс». Их показатели плотности таковы, что при высоких температурных значениях тягучесть отвечает требованиям касательно надлежащей смазки внутренних поверхностей двигателей. Но когда температурный столбик опускается ниже нуля, движок, в который залито летнее масло, перестает запускаться, и смазка требует замены.

Тем очевиднее преимущество всесезонных масел SAE, которые при условии надлежащего качества изготовления и верного подбора к автомобилю (иной технике) уберегают двигатель от преждевременного износа и перегрева одинаково надежно и при холодной, и при теплой / жаркой погоде.

вязкость sae

В настоящее время большая часть масел относится к всесезонным, отвечая стандартам по плотности и при высоких, и низких температурах.

Советы потребителю

Для потребителя наиболее важное значение имеет обозначенная на этикетке низкотемпературная плотность, помогающая определить, при какой минусовой температуре лучше всего заливать масло:

  • 0W — до -35° (здесь и далее — по Цельсию).
  • 5W — до -30°.
  • 10W — до -25°.
  • 15W — до -20°.
  • 20W — до -15°.

Но следует помнить, что выбирать масло только на основании вязкостно-температурных параметров SAE категорически не рекомендуется.

Следует учитывать всю совокупность характеристик:

  • типы масел по разновидности исходного сырья для их изготавливания (натуральная нефть, синтетические вещества, сочетание натурального компонента с синтетическими);
  • антикоррозийность;
  • моющие свойства, означающие эффективность защиты поверхностей от загрязнений;
  • минимальные вспениваемость и летучесть;
  • отсутствие в составе посторонних примесей.

Подобрать масло к автомобилю (другой технике) при отсутствии рекомендаций производителя помогут советы экспертов и реальные отзывы живых пользователей, опубликованные на заслуживающих доверие интернет-ресурсах.

Оцените статью:

Рейтинг: 0/5 - 0 голосов

Поделиться с друзьями:

Ещё почитать