Смазка 158

Синяя смазка хорошо известна автолюбителям ещё с советских времён. Впервые она нашла широкое применение в отечественном автопроме с началом выпуска автомобилей «Жигули». С успехом используется и в настоящее время, не уступая по эффективности зарубежным аналогам. Рассмотрим характеристики смазки 158 и область применения данного вида ГСМ в современном автотранспорте.

смазка-158

Состав

Смазка 158 относится к классу консистентных, или пластичных смазок.

Отличительная особенность ­– промежуточное положение между жидкими ГСМ и твёрдыми веществами.

На ощупь похожа на густую мазь, с гладкой структурой, лишённой каких-либо мелких абразивных включений.

консистенция смазки 158

Как и все консистентные смазки, 158-я обладает хорошей адгезией, то есть, способностью удерживаться на гладких и предварительно не обработанных поверхностях.

 

Состав смазки был разработан в 60-е годы ХХв. в советском НИИ при Минхимпроме, и с тех пор с успехом используется вплоть до наших дней, конкурируя с продукцией иностранных компаний. Связано это с набором высоких эксплуатационно-технических характеристик, обусловленных сбалансированным составом.

В основе смазки лежат минеральные компоненты, получаемые путём глубокой переработки сырой нефти.

Характерный глубокий синий оттенок смазка 158 приобретает из-за добавки фталоцианина меди. Это основная присадка, используемая в качестве загустителя, для придания консистенции густой мази, хорошо держащейся на поверхности металла. Одновременно с этим фталоцианин исполняет роль антиоксиданта, резко повышая устойчивость смазочного материала к окислению в процессе своей эксплуатации.

158

смазка 158

Также для увеличения эффективности, в смазку 158 добавляются дополнительные химические компоненты:

  1. Противоизносные присадки. Способствуют увеличению срока эксплуатации узлов и механизмов, обработанных такой смазкой;
  2. Противозадирные добавки, снижающие степень истирания соприкасающихся друг с другом движущихся деталей.

 

В современные разновидности 158-й, поставляемые на рынок отечественными и иностранными производителями, могут добавляться иные дополнительные ингредиенты, увеличивающие её надёжность и долговечность, улучшающие прочие эксплуатационные характеристики.

К примеру, в лукойловскую 158-ю смазку вместо традиционного синего фталоцианина меди добавляют в качестве присадки-загустителя стеариново-кислотное мыло. Данное мыло, созданное на основе калия и лития, не следует путать с гигиеническим средством. Консистентная смазка №158 не нуждается в создании особенных условий для её хранения.

Следует только помнить, что все ГСМ, созданные на основе перегонки нефтепродуктов, являются потенциально огнеопасными веществами, и их следует оберегать от воздействия высоких температур и открытого огня.

Складироваться и перевозиться она может в упаковке компании-производителя.

В продажу смазку поставляют в бочках по 185 кг, канистрах по 20 кг, вёдрах или банках.

упаковка смазки 158

Технические характеристики и дополнительные свойства от варианта расфасовки не зависят.

Смазочный материал не является токсичным, и при попадании на кожу его достаточно вытереть ветошью и смыть проточной водой с мылом или порошком.

банка смазки 158

Свойства и характеристики

Особенность данного смазочного материала состоит в своеобразном переходе из густого агрегатного состояния в жидкое. В состоянии покоя смазка 158 представляет собой мазеподобную субстанцию, хорошо удерживающуюся на гладком металле, как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. При механической нагрузке, в зоне соприкосновения движущихся деталей, она приобретает свойства текучести, заполняя все зазоры и пустые пространства обработанного узла.

Основные характеристики для машинной смазки, в том числе и для 158-й – температура каплепадания и эффективная вязкость. Первый параметр показывает, насколько стойка консистенция вещества при его нагревании. Любые масла при нагревании начинают разжижаться и скатываться с поверхности детали. Чем выше температура каплепадания, тем длительнее использование смазки по времени, при интенсивных нагрузках и высоких температурах обработанных ею узлов. У смазки 158 этот показатель составляет около 135ºC.

С другой стороны, смазка с чересчур высоким показателем температурной устойчивости, при отрицательных температурах начинает вести себя не лучшим образом. На морозе она затвердевает, и начинает скатываться на обработанных деталях в комочки, или вовсе осыпаться с них. В местах соприкосновения трущихся деталей не образуется жидкая смазывающая прослойка, в результате чего повышается их износ. Поэтому так важно на этапе разработки смазки найти компромиссное решение, что удалось сделать разработчикам 158-й смазки. Её динамическая вязкость при 0ºC составляет порядка 400 паскалей в секунду.

туба

Другие технические характеристики и свойства смазочного материала:

  • Пенетрация (проникающая способность без принудительного воздействия) при 25ºC – от 240 до 320.
  • Показатель прочности в рабочей зоне при 20ºC – 150-500 паскалей, при 50ºC – 130 паскалей.
  • Степень предоставляемой противокоррозийной защиты – высокая.
  • Коллоидная отпрессованная стабильность – 21%.
  • Щелочной показатель – 0,1%.
  • Содержание воды – возможно незначительное присутствие в виде не растворённых следов. Содержание органических или неорганических кислот – 0%.
  • Температурный диапазон применения, согласно ТУ, от -50ºC до 120ºC.

Применение смазки 158 для подшипников

Смазка 158 была создана для использования в различных подшипниках, в особенности в электрическом оборудовании транспортных средств. Изначально её применение сводилось к обработке подшипников автомобильных электрогенераторов и стартеров. В этой области 158-я показала себя намного лучше широко применяемых до её изобретения литолах, нигролах и солидолах.

О высокой эффективности, которой обладает «синяя» смазка, говорит тот факт, что при использовании её в игольчатых подшипниках карданов пробег от одной замены до другой составляет 300 тыс. км. Правда, подобный выдающийся результат достигается не на всех автомобилях, а только на тех, где карданный узел оснащён двойной герметизацией. Это необходимо для предотвращения смешения смазочного материала с внешними загрязнителями.

Где применяют

После обкатки, которую смазочный материал прошёл в подшипниках автомобильного электрооборудования, его стали применять и в более нагружаемых агрегатах. Сегодня 158-ю смазку применяют в основном в узлах и деталях транспортных средств − автомобилей, тракторов, спецтехники. Обработка консистентными смазками позволяют достичь следующих результатов:

  • Повышенная стойкость обработанного узла к износу и истиранию;
  • Устойчивость металла к коррозийным воздействиям;
  • Высокие показатели механической стабильности.

В основном «синяя» смазка используется в узлах, имеющих в своём составе шарнирные сочленения или подшипники качения. Наибольшую известность данный вид ГСМ получил в качестве смазочного материала для крестовины кардана легковых автомобилей.

Импортные аналоги

Смазка 58 – чисто отечественный бренд, разработанный ещё во времена СССР. Сегодня в России выпускаются, кроме классического состава, узкоспециализированные варианты 158-й:

  • Азмол-158. Состав, специально разработанный для ШРУСов, и не предназначенный для использования в стартерах и генераторах;
  • GREASE-158. Имеет улучшенные противозадирные характеристики и более высокую температуру каплепадания. Это достигается путём введения в его состав в качестве присадок идатрена и канифоли.

аналог 158

На современном рынке смазочных материалов имеется большое количество аналогов, выпускаемых иностранными компаниями-нефтепереработчиками. Среди них, на российском рынке можно встретить:

  • LSEP-2 и SY-2202 от ВР;
  • Alvania RL-1 от «Шелл»;
  • Nyco Grease от Nyco Interm.

Импортные варианты смазки отличаются от продукции отечественных производителей лишь своей более высокой стоимостью. «Синяя» смазка, столь знакомая ещё советским автолюбителям, продолжает с успехом служить, и по сей день. Сбалансированный и чётко выверенный состав позволяет обеспечить долговременную защиту подшипников, в том числе и в нагруженных узлах и деталях.

Оцените статью:

Рейтинг: 0/5 - 0 голосов

Поделиться с друзьями:

Ещё почитать